Бухгалтерский аутсорсинг
Бухгалтерский аутсорсинг представляет передачу бухгалтерских функций на обработку сторонней компании или внештатному специалисту. Стороны заключают договор на оказание услуг, регулируя их отношения в соответствии с гражданским законодательством.
Разновидности бухгалтерского аутсорсинга зависят от потребностей компании и включают в себя:
- Бухгалтерское консультирование: оно может быть как экспертной поддержкой по запросу, так и консультационной помощью в дополнение к другим услугам.
- Полный аутсорсинг: в этом случае все бухгалтерские операции выполняются аутсорсером.
- Частичный аутсорсинг: здесь передаются определенные рутинные и трудоемкие задачи.
- Управление бухгалтерией: главный бухгалтер-аутсорсер управляет всеми операциями, в то время как рутинные функции выполняются внутренними сотрудниками.
Условия, предлагаемые аутсорсинговыми компаниями, могут значительно отличаться. Мы оказываем комплексные услуги, такие как: кадровый учет, сдача отчетности, ведение первичной документации. Но также можем оказывать и дополнительные услуги: юридическое консультирование и сопровождение, подготовка к налоговым проверкам, налоговой оптимизации и другие.
Преимущества бухгалтерского аутсорсинга
Бухгалтерский аутсорсинг предоставляет компаниям значительные преимущества:
- Эффективная специализация. Наша команда объединяет специалистов, каждый из которых обладает глубокими знаниями в конкретных областях, таких как расчет заработной платы, налогов, отчетности, проверка контрагентов и кадровый учет. Также в штате присутствуют юристы по налоговому и корпоративному праву, которые имеют большой опыт не только в судебных спорах с государственными органами, но и постоянно помогают в спорах с недобросовестными контрагентами. Этот подход снижает вероятность возникновения ошибок, так как узкий специалист может эффективно выполнять поставленные задачи, в отличие от сотрудника, занимающегося несколькими областями одновременно.
- Гибкая заменяемость персонала. При использовании услуг аутсорсинга возможна быстрая замена специалиста в случае его отсутствия по причинам, таким как болезнь или отпуск. Аутсорсинговые компании поддерживают резерв квалифицированных кадров, что гарантирует бесперебойное выполнение задач клиентов.
- Экономия финансовых ресурсов. Применение услуг аутсорсинга позволяет существенно сократить затраты на налоги, взносы, отпускные, обучение, оборудование для рабочего места и специализированное программное обеспечение. Такой подход экономически выгоден по сравнению с содержанием штатного сотрудника, поскольку клиент может выбирать и оплачивать только необходимый объем услуг, а не полный рабочий день специалиста, чья нагрузка может быть неравномерной.
- Гарантированное страхование рисков. Аутсорсинговые компании обычно страхуют свою ответственность на значительные суммы. Это обеспечивает возможность компенсации убытков в случае возникновения ошибок. Для предотвращения подобных ситуаций аутсорсинговые компании строго отбирают персонал и внедряют системы контроля качества.
- Гибкий заказ услуг. Услуги аутсорсинга доступны для заказа в любое удобное время. Это позволяет оперативно решать возникающие проблемы. Однако при выборе аутсорсинговой компании необходимо тщательно проанализировать информацию и условия договора, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Недостатки бухгалтерии на аутсорсинге для небольшой фирмы
Не каждый бизнес готов вовлекать посторонних во внутренние процессы, и это имеет свои обоснования. Аутсорсинг, несмотря на свои плюсы, сопровождается и некоторыми недостатками:
- Риск финансовых потерь из-за ошибок и недостаточной квалификации. Даже при заключении договора на полное ведение бухгалтерии с аутсорсером компания не освобождается от налоговой, административной, гражданской и даже уголовной ответственности. Опытные аутсорсеры понимают, что даже в идеально отлаженной системе допускаются ошибки. Поэтому наличие страхования рисков является ключевым показателем надежности команды. При работе с отдельным фрилансером будет сложнее проследить за ответственностью, поэтому важно, чтобы эта обязанность была четко определена в договоре.
- Риск утечки данных через третьих лиц. Важно не только стремиться к экономии, но и выбирать аутсорсера с хорошей репутацией.
- Репутационные риски. Взаимоотношения с контрагентами могут пострадать, если в документах регулярно обнаруживаются ошибки. Некоторые аутсорсеры берут на себя задачу сбора первичной документации, и здесь также важно поддерживать корректные отношения с партнерами.
- Расходы за дополнительные услуги. У штатного сотрудника обязанности четко определены в его должностных инструкциях. В случае с аутсорсером функции оговариваются в договоре, и за все, что выходит за рамки этого договора, придется платить дополнительно.
- Проблемы с передачей базы данных при прекращении сотрудничества. Поэтому не менее важно, чтобы порядок действий при завершении сотрудничества был четко прописан в договоре.
- Отсутствие возможности контроля процессов. Многие аутсорсинговые компании предоставляют доступ к базам данных, программам и аналитике для постоянного мониторинга текущей ситуации. Однако такой подход далеко не у всех практикуется.
Для кого подходит и не подходит бухгалтерский аутсорсинг
Многое зависит от специфики бизнеса и предпочтений владельца. Иногда руководителям важно наблюдать за процессом и контролировать каждый шаг работника. Также для передачи дел на аутсорсинг необходимо, чтобы все операции проводились в соответствии с законом. Если используются нечестные методы, то аутсорсинговая компания, вероятно, откажется от сотрудничества.
В аутсорсинг чаще всего обращаются:
- ИП и небольшие предприятия с численностью до 30–40 человек. Нанимать штатного бухгалтера зачастую нерационально из-за небольшого объема учетной работы.
- Стартапы. Силы направляются на развитие бизнеса, и налоговая отчетность не всегда укладывается в график или не является приоритетом.
- Крупный бизнес. Рутинные задачи передаются на аутсорсинг, чтобы разгрузить штатных сотрудников.
- Сезонный бизнес. Содержать штат бухгалтеров круглый год невыгодно.
- Иностранные компании. Чтобы не разбираться в тонкостях местного законодательства, проще всего довериться профессиональной команде.
- ИП, у которых нет сложного бухгалтерского учета, иногда проще и дешевле воспользоваться бухгалтерским сервисом для сдачи отчетности. Он поможет заполнить и отправить документы без ошибок, напомнит о сроках сдачи отчетности и проинформирует об изменениях в законодательстве.