Товарный знак — это обозначение, которые предприниматели используют для идентификации своих продуктов или услуг. Им может быть любое обозначение, которое позволяет выделять продукт одного производителя среди аналогичных:
- слово,
- рисунок,
- цветовое сочетание,
- форма товара или упаковки и др.
Почему стоит заказать регистрацию товарного знака?
Способ идентификации продукта является базовым элементом маркетинга. Товарный знак работает на узнаваемость бренда, однако недобросовестные конкуренты могут скопировать его, подделать или дискредитировать. Отсутствие регистрации не препятствует его использованию. Однако юридическая защита от неправомерного использования действует только в отношении тех товарных знаков, которые внесены в реестр Роспатента.
Какие товарные знаки подлежат регистрации?
Чаще всего в «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС) подают заявки на регистрацию следующих видов товарных знаков:
Словесные | Изобразительные |
Сюда входят слова, включая аббревиатуры, и словосочетания, набранные фирменным шрифтом. | К ним относятся реалистичные или стилизованные изображения различных предметов, орнаментов, геометрических фигур и их композиции. Графический товарный знак не должен содержать натуралистичных изображений продукта и дополняться текстом. |
Объемные | Комбинированные (логотипы) |
В эту группу входит 3-мерное изображение продукта либо упаковки. Объемный товарный знак отличается от промышленного образца тем, что прежде всего выполняет рекламную функцию. | Одновременно содержат текстовые, изобразительные или объемные элементы. |
К нестандартным товарным знакам относят:
- звуковые,
- световые,
- тактильные,
- обонятельные,
- позиционные,
- голографические.
Однако не всегда их удается зарегистрировать. Это связано со сложностью объективного описания характеристик, что и становится причиной отказа.
Как проходит регистрация бренда?
Для начала процедуры необходимо подать правильно заполненную заявку в ФИПС лично или через патентного поверенного. Она имеет свой номер и дату поступления, от которого начинается срок регистрации.
Экспертиза документов
Этап исследования может длиться 1 месяц. Сотрудники Роспатента проверяют, правильно ли заполнена заявка, нет ли абсолютных оснований для отказа в регистрации знака и была ли уплачена госпошлина. При обнаружении нарушений или ошибок заявка возвращается на исправление. По итогам формальной экспертизы правильно оформленная заявка принимается к рассмотрению либо выдается обоснованное решение об отказе.
Экспертиза товарного знака
В ходе исследования проверяемое обозначение оценивается на соответствие требованиям закона (оно должно являться средством индивидуализации и обладать различительной способностью). С момента публикации заявки начинается период, в течение которого третьи стороны могут заявить о своем несогласии с регистрацией определенного товарного знака. При наличии возражений начинается разбирательство. Эксперт проводит исследование абсолютных и относительных предпосылок для отказа. В зависимости от сложности дела, процесс может длиться до 8 месяцев. После завершения разбирательства ведомство выносит решение о предоставлении защитного права или отказе в регистрации знака. На каждом этапе регистрации товарного знака заявитель имеет право обжаловать решение ФИПС.
Регистрация товарного знака
После положительного завершения предшествующих этапов происходит регистрация товарного знака. Роспатент выносит решение о выдаче свидетельства на ТЗ и вносит запись об этом в соответствующий реестр. Чтобы получить документ, заявителю необходимо оплатить госпошлины за регистрацию товарного знака и за выдачу непосредственно свидетельства о регистрации.